Что умел делать мальчик 150 лет назад?

Детство крестьянского ребенка кардинально отличалось от детства современных детей. Дети были свидетелями и активными участниками всех дел и событий сурового мира взрослых.

 

Взаимоотношения в семье между родителями и детьми были строгими, родительский авторитет был непререкаемыми. С детьми не было принято «миндальничать» и баловать. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. «Отец сына не на худо учит» - гласила старая пословица.

 

В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

 

Залогом выживания и воспитания было приучение детей к посильному труду и ответственности с самого малолетства. Обучение крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья».

 

Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка «с измалолетства» не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усерствующей способности» к крестьянскому труду.

 

Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства.

 

Детство крестьянских детей имело четкие возрастные границы и измерялось семилетиями. Так же чётко разделялись их трудовые обязанности.

 

Первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «малОй»,  другими ласковыми прозвищами.

Вторая семилетка - пора отрочества: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

 

Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

 

 

К мальчикам требования были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

 

В первую семилетку жизни мальчик постигал азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, и другим основам крестьянских дел. Например, совершенно необходимым считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими и непромокаемыми.

 

 

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении нехитрой крестьянской мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

 

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись постоянные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, обязанность девочек заключалась в  присмотре за младшими братьями и сёстрами, прополке огорода.

 

 

Мальчик же должен был научиться пахать и молотить – к физически тяжёлой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

 

 

Основными мужскими крестьянскими работами считались работа на земле, уход за скотиной, промысловые занятия.

 

Работа на земле. Землепашество в русских деревнях было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому вместе с взрослыми мужиками  мальчики-подростки  работали в поле. Удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

 

Уход за скотиной - ещё одна важная составляющая крестьянского быта. Если женщины доили и выгоняли скотину на пастбище, то  кормить, убирать навоз, чистить животных под строгим руководством старших приучали отроков.

Главной  кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Их с самых ранних лет учили запрягать лошадей, ездить верхом, управлять сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

 

                                                                   В ночном

 

Промысловые занятия. Глядя на отца и старших братьев, мальчик перенимал навыки рыболовства и охоты сначала в форме игры, а затем совершенствовался  в этом умении.

 

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой.

 

 

К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

 

 

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

 

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

 

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны.

Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

 

Может, именно поэтому 150 лет назад мальчики-подростки вступали во взрослую жизнь уже мужчинами – подготовленными, ответственными и надежными?

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14